Юрий Газинский: «Мама – мой самый главный тренер»

Краснодар
Интервью полузащитника «Краснодара», опубликованное в НСГ

Договариваясь об интервью с действующим футболистом, еще и вызывающимся в национальную сборную, загодя готовишь себя к самым отчаянным вариантам развития событий. Например, к тому, что придется лететь сломя голову на другой конец города и вмещать «ворох» вопросов в обговоренные полчаса. Звонишь Юрию Газинскому, уже готовясь к долгому пути по вечерним краснодарским пробкам, и неожиданно слышишь ответ: «К шести не успеваете? Без проблем, давайте в семь, я перенесу свою встречу». Оставаться столь понимающим в ситуации, когда к твоей персоне проявляется доселе невиданный ажиотаж – согласитесь, это дано немногим. Личная встреча с Газинским, простым парнем из Комсомольска-на-Амуре, кандидатом в сборную, классным опорником и ярым фанатом КВН, длилась без малого час и лишь подтвердила уже прокрученную в голове мысль: для Юрия слово не пустой звук. Если сказал что-то, будь добр, соответствуй созданному о тебе представлении до мелочей: ведь твоей персоной интересуются миллионы.

 

СЕЙЧАС У МЕНЯ «ПЕРЕХОДНЫЙ» ВОЗРАСТ

– Юрий, позади насыщенный событиями поединок с «Зенитом», впереди не менее интересное двухматчевое противостояние с «Вольфсбургом». Вам удается быстро переключиться с одного на другое?

– Лично для меня любой матч, вне зависимости от его ранга – это богатая пища для размышлений. Не буду лукавить, подобное происходит не после каждой игры, но все-таки стараюсь найти время, просмотреть запись и понять, где именно, в каких эпизодах совершил ошибки. А как только осознал свои ляпы, зафиксировал их в сознании, то стараешься забыть прошедший матч и концентрируешься на следующем. Если же вдруг что-то для себя не подметил, тренер на теоретических занятиях еще раз укажет на огрехи.

– Наставники по-разному относятся к теории: одни готовы проводить затяжной «ликбез», другие не видят в этом смысла. Как с этим обстоят дела в «Краснодаре» и сборной России?

– На мой взгляд, способность тренера говорить лаконично и вместе с тем понятно –большое умение. Олег Георгиевич (Кононов – прим.М.Г.) и Фабио Капелло не проводят длительных бесед, стараясь коротко и ясно разложить по полочкам действия каждого из футболистов. А чем ближе очередная встреча, тем больше внимания уделяется разбору игры соперника и тому, как действовать против него.

– Разница между условиями подготовки в национальной команде и «Краснодаре» вам не показалась значительной?

– Не открою вам Америку, если скажу: главное отличие кроется в психологии. Вызов в сборную означает, что ты вошел в когорту лучших игроков своей страны, и эту мысль каждый новичок должен «переварить». Что касается тренировочного процесса, то поначалу, когда я только-только прибыл в расположение команды для подготовки к сентябрьским матчам с Азербайджаном и Лихтенштейном, было тяжело. В сборной тренировки интенсивнее, поскольку подготовительный процесс приходится форсировать.

– В октябре Фабио Капелло получил в свое распоряжение футболистов на целых две недели, а чемпионат прервался вовсе на три. Думаете, был смысл в подобном решении?

– Не мне об этом судить, я находился в расположении национальной команды и готовился к матчам. Другое дело, что, увы, мне не довелось дебютировать за сборную. В таких условиях легко потерять игровой тонус, с этой точки зрения пауза действительно затянулась. Хотя, по себе скажу, в первом матче чемпионата после его возобновления, с «Зенитом», я не ощутил потерю формы. Быть может, как раз благодаря интенсивным тренировкам в сборной.

– Дебютный матч в футболке «Краснодара» вы провели в первом туре прошлого сезона как раз против питерцев (1:2 – прим.М.Г.). Понимаю, много воды утекло с тех пор, обновились составы, сменились тренеры. И все же, как думаете, можно провести параллели между поединками?

– Если судить по ощущениям, то в той, прошлогодней встрече я как дебютант премьер-лиги, пару месяцев назад выступавший за московское «Торпедо» в первой лиге, буквально потерялся на поле. Совсем другие скорости, гораздо более высокий уровень игрового мышления, большая разница в уровне исполнительского мастерства… Совершенно согласен с утверждением, что на данный момент между ФНЛ и РФПЛ громадная пропасть, которую нелегко «перепрыгнуть».

– Сколько по времени у вас занял процесс «перепрыгивания»?

– По счастью, и прежний наставник «быков» Славолюб Муслин, и сменивший его в середине августа Олег Кононов изначально поверили в меня. Несмотря на допускаемые с моей стороны ошибки, с первых матчей сезона они предоставили мне место в основе. Пожалуй, период полной адаптации у меня занял порядка четырех месяцев, хотя мог и затянуться. Я всегда ставлю перед собой новые и новые задачи, чтобы не останавливаться в профессиональном росте, и следующей целью для меня был вызов в сборную. Частично я ее достиг, оказался в одной компании с такими мастерами, как Сергей Игнашевич и Василий Березуцкий. Следующий этап – дебют в национальной команде.

– За год выступлений в премьер-лиге лично для себя вы совершили рывок вперед?

– Не стал бы говорить о значительном рывке, но определенный прогресс, чего уж скрывать, есть. Базовый уровень футболиста формируется до 23 лет. Мне уже 25, то есть дальше я буду совершенствовать свои умения. Считаю, «золотой» возраст для игрока наступает ближе к 27, и уже тогда можно с уверенностью говорить об уровне его мастерства. Пока что я нахожусь, так сказать, в «переходном» возрасте, и главное сейчас не останавливаться на достигнутом.

 

Я И ВИТСЕЛЬ? СРАВНЕНИЕ НЕУМЕСТНО

– Какой этап карьерного роста у вас следует за дебютом в сборной? Трофеи?

– Да. В прошлом сезоне мы остановились всего в шаге от первого клубного трофея, Кубка России, итог вы знаете и без меня – проигранная «Ростову» серия послематчевых пенальти и мой решающий промах с «точки». Когда даже спустя время вспоминаю о том эпизоде, по спине пробегает холодок: наверное, еще долго буду корить себя. Понимаю, такое может случиться с каждым, в прошлом сезоне Халк вообще три пенальти подряд не забил. Однако, пока не реабилитируюсь в полной мере перед ребятами, этот эпизод из памяти не выброшу.

– Юрий, я прав, вы по характеру максималист?

– Да, я так воспитан. Характером пошел в маму, она у меня очень целеустремленная и в этом плане мой самый главный тренер. Именно она, между прочим, отдала меня в шесть лет в футбольную школу команды «Смена» в родном Комсомольске-на-Амуре. Я был самым младшим в своей группе и самым маленьким: резко вымахал только лет в 18, когда учился в старших классах (нынешний рост Газинского 186 сантиметров – прим.М.Г.). В итоге меня, миниатюрного и юркого, отрядили в нападение, но на острие атаки я поиграл не так уж много, всего пару лет.

– Почему же? Не отличались бомбардирскими способностями?

– Для форварда слишком любил возиться с мячом. Между прочим, в детстве для меня не существовало такого понятия, как обед: сразу после школы, когда все остальные дети шли домой делать уроки, я бежал на наше единственное в округе футбольное поле и гонял с пацанами мяч до самого вечера, пока не темнело. Не скрою, с мальства любил атаковать, но, как видите, со временем пришлось сменить приоритеты.

– Роль ярко выраженного опорника, которую в «Краснодаре» вам доверил Олег Кононов, для вас в новинку?

– Не совсем. Когда играл в основе «Смены» во второй лиге (с 2007-го по 2010-й – прим.М.Г.), был атакующим центральным хавбеком. Но уже выступая за «Луч-Энергию», где провел два сезона, стал больше участвовать в разрушении чужих атак, выполняя тренерскую установку. Вы правы, ярко выраженным опорником я стал в «Краснодаре», однако ничто не мешает мне в случае появления свободной зоны подхватить мяч и пойти с ним вперед. Так было в домашнем матче со «Спартаком» в нынешнем сезоне (4:0 – прим. М.Г.): заметил свободное пространство, продвинулся с мячом к штрафной и отпасовал влево на Марата Измайлова, забившего классный гол.

– В этом сезоне вы отметились еще и элегантным голевым пасом пяткой на Одила Ахмедова в гостевой встрече с венгерским «Диошдьером». Экспромт?

– Конечно. Мяч уходил за лицевую линию, и было разумнее отпасовать пяткой в центр штрафной. Чувствовал  ли, что там будет Одил? Нет, просто знал, что кто-то из наших обязательно успеет на подстраховку, не обязательно он. В современном футболе соперник предоставляет тебе не так уж много свободных зон, через которые можно провести атаку. Значит, нужно по максимуму пользоваться этими зонами, действовать компактно и вместе с тем эффективно, сводя к минимуму процент брака впереди.

– Я так понимаю, меньше всего свободных зон «Краснодару» в нынешнем сезоне предоставил «Реал Сосьедад»?

– Пожалуй, с испанцами на данный момент мы провели самые сложные матчи в сезоне. Сан-себастьянцы в родных стенах сразу попытались перекрыть нам «кислород», каждого из нас они плотно опекали, а уйти из-под такой опеки ой как нелегко. Нужно было играть быстро, с минимальным процентом неточных передач, и тренерский штаб заранее готовился к подобному сценарию. Порой я остаюсь после тренировок, чтобы поработать с кем-то из ребят над точностью передач, их мягкостью, так вот перед этими поединками оставался чаще. Слава Богу, в ответной встрече мы учли предыдущие ошибки и при поддержке переполненных трибун сломили сопротивление испанцев.

– При всем при том внутреннюю установку «не фолить» тогда выполнить было сложнее всего?

– Вне зависимости от того, кто твой соперник, любое нарушение приводит к потере мяча и стандарту-«карателю». Конечно, таких классно оснащенных в техническом плане игроков, как Вальбуэна, Халк и Данни, трудно обезвредить, но даже против них можно сыграть чисто, без фола. К этому и нужно стремиться.

– Перед матчем с сине-бело-голубыми любители статистики активно сравнивали ваши показатели в сезоне с показателями Акселя Витселя. Считаете, это уместно?

(После паузы) Мне кажется, это было уместно в прошлом сезоне. Проанализировав игру нынешнего «Зенита», вы подметите, что Виллаш-Боаш, в отличие Спалетти, использует Витселя больше как атакующего хава, а роль разрушителя чаще берет на себя Хави Гарсия. И, наоборот, при нашей тактике я чаще играю нижнего опорника, а Одил располагается ближе к атаке. То есть мы с бельгийцем исполняем на поле различные функции, сравнивать нет смысла.

– Если взять в расчет данные по прошлому году, вы опередили бельгийца по точности длинных передач и навесов в штрафную. Как прокомментируете этот факт?

– Честно говоря, игра верхом не является моей прерогативой либо тактической задумкой тренера, просто, опять же, действию по ситуации. Если есть возможность развить атаку или обострить ее дальним забросом на партнера, то почему нет? С другой стороны, никогда не буду переправлять мяч на дальнюю дистанцию, если могу тем самым привезти контратаку на свои ворота. Разу уж действовать подобным образом, так наверняка.

 

ПОЗИТИВ – ЭТО ПОЛЕЗНО

– Кстати, хотел поздравить вас с юбилеем: 19 октября исполнился ровно год, как вы забили свой первый и пока единственный мяч в премьер-лиге в ворота «Томи» (4:0 – прим.М.Г).

(улыбается) Спасибо, честно говоря, не знал. Да уж, давненько… На самом деле, ужас как скучаю по голам. Вот, даже Рагнар (Сигурдссон – прим.М.Г.) «Зениту» забил! Голы придают уверенности и позитивных эмоций, а с другой стороны, уж лучше я не забью, но команда победит. Ну оформлю хет-трик, а мы в итоге проиграем – разве это есть хорошо? Уж лучше буду сидеть на голевом «сухом пайке», а команда пусть выигрывает (смеется).

– Со стороны вы производите впечатление очень позитивного человека. В жизни вы такой же?

– Стараюсь не грустить, даже если обстоятельства складываются не в мою пользу. Зачем вешать нос? Нужно посмотреть на мир с другой стороны! Улыбка, по себе скажу, помогает снять стресс и быстрее восстановить организм, это полезно. Я, например, очень люблю КВН, всегда смотрю в свободное время – будет возможность, во время отпуска махну в Сочи на традиционный «Зимний кубок». Могу посмотреть и Comedy Club… А вообще позитив можно находить даже в повседневности, необязательно что-то смотреть.

– То есть в команде вы один из главных юмористов?

– Ну, до таланта Васи Березуцкого в этом плане мне очень и очень далеко (смеется). К сожалению, мое общение с партнерами в «Краснодаре» осложняет тот факт, что я не знаю английского языка. Да, заучил определенные фразы, но чтобы, допустим, донести до иностранцев смысл шутки – это перебор. Правда, наша бразильская троица (Ари, Вандерсон и Жоаозиньо – прим.М.Г.) с успехом учит русский, в последнее время у них уже заметен прогресс.

– Но ведь для того, чтобы впоследствии уехать в Европу, нужно владеть хотя бы базовым уровнем английского. Или вы в Старый Свет не собираетесь?

– Да бросьте, какая мне сейчас Европа! Я придерживаюсь такой точки зрения: чтобы уехать за рубеж, нужно состояться как футболист на родине. И ерунда, что в нашем чемпионате нельзя достичь высокой планки – пример Ромы Широкова тому доказательство. В Европе никто не будет ждать, пока ты приспособишься к новым условиям и начнешь показывать футбол, которого от тебя ждут. Получается, принцип прост: стал одним из лучших в стране – волен махнуть через кордон.

– То есть ближайшие года три связываете свою жизнь с Русью-матушкой и Краснодаром в частности?

– Хотелось бы на это надеяться. Есть желание перевезти на Кубань семью, но в Комсомольке-на-Амуре у меня бабушка, столь длинный перелет для нее в тягость. В целом же в Краснодаре мне абсолютно комфортно. Немного расстраивают пробки, особенно по вечерам, но я год жил в Москве, так что для меня это не проблема. В остальном же все супер: мягкий климат, вкусная кухня, отменный кубанский борщ в исполнении наших поваров на клубной базе… Правда, не успел еще как следует изучить окрестности за пределами города, знаю только направление на Джубгу, на море, но непосредственно на черноморском побережье не бывал.

– То есть за полтора года ни разу не пожалели о переезде?

– Когда возник вариант с «Краснодаром», почти не раздумывал над ответом. Даже выступая в ФНЛ, старался смотреть большинство матчей премьер-лиги, и футбол, демонстрируемый черно-зелеными, уже тогда был мне симпатичен. А увидев фотографии детской Академии и клубной базы, нельзя не поверить в то, что «Краснодар» – это всерьез и надолго. В следующем сезоне у клуба будет собственный стадион, что может быть лучше? Уверен, как только переедем на новую арену, в голове вспыхнет мысль: «Наконец мы действительно дома».

– То есть уже прониклись черно-зелеными цветами и напротив, к желто-зеленым относитесь с недоверием?

– Играя за одну из краснодарских команд, невозможно не почувствовать, что такое кубанское дерби. К сожалению, первое и пока последнее мое участие в подобных матчах закончилось печально: в ноябре прошлого года мы уступили 1:2, а я спустя полчаса после начала встречи покинул поле из-за травмы. И все равно, даже отыграв 30 минут, ты пропитываешься атмосферой: номинально матч домашний, а стадион болеет против тебя! Да, болельщиков у «Кубани» больше, и тем приятнее побеждать в дерби, когда от тебя этого многие не ждут.

 

ПЕТРЕСКУ И КОНОНОВ – АНТИПОДЫ

– Юрий, в одном из недавних интервью вы упомянули о возможности оказаться по другую сторону баррикад. Если не ошибаюсь, это было летом 2012-го?

– Да, не ошибаетесь. По окончании сезона 2011-2012 я покинул «Луч-Энергию», и мне поступило предложение из стана желто-зеленых съездить с командой на первый 10-дневный сбор в Австрию. Его я провел от звонка до звонка, но заключать со мной контракт не спешили и пригласили на второй сбор, немецкий. Между тем, начинался сезон в ФНЛ, стоило подыскать себе команду, так что я решил отложить мечту дебютировать в премьер-лиге и вместо кота в мешке выбрал реальный вариант с «Торпедо». И не жалею об этом.

– Бушующий на тренировках, словно ураган, тогдашний наставник «Кубани» Дан Петреску произвел на вас впечатление?

– Очень эмоциональный, прям очень! Пожалуй, столь экспрессивных тренеров за свою не столь уж долгую карьеру я еще не встречал. Быть может, подобный эффект достигается на контрасте с Олегом Георгиевичем, который, напротив, внешне всегда полон спокойствия. Никогда не забуду момент, когда во втором его матче у руля команды, в гостях с «Анжи», мы пропустили гол «в раздевалку» и думали: ну все, в перерыве будет разнос. Тут в раздевалку заходит тренер, спокойно становится рядом с доской и …  начинает раскладывать фишки! Это подействовало на нас лучше любого крика, и мы после перерыва забили дважды. В этом весь Кононов: зачем зря повышать голос, если можно все спокойно объяснить, достигнув желаемой цели.

– Именно в спокойствии наставника, передающемся игрокам, кроются корни стабильности результатов «Краснодара»?

– А вы как считаете?

– Считаю, что да. Но налицо и некоторые проявления нестабильности.

– Какие?

– Тусклый матч в Екатеринбурге с «Уралом», провальный первый тайм с «Торпедо» и домашнее поражение от «Уфы».

– Хорошо, давайте по порядку. Встреча с «Уралом»? Согласен с вами, мы не показали тот футбол, в который умеем играть, хотя, в конце концов, взяли очко на выезде с не самым слабым по меркам премьер-лиги соперником. Первый тайм с «Торпедо»? Не хочется делать на это скидку, но у нас был тяжелейший график в августе, девять матчей за четыре недели, в том числе игры с «Реал Сосьедадом». Отсюда и подобные спады, хотя во втором тайме, не забывайте, мы победили всухую – 3:0.

– Уже привыкли к режиму «через два на третий» либо еврокубковые недели по-прежнему становятся непосильным грузом?

– Тяжело было на первых стадиях Лиги Европы, сейчас лично я уже привык, а в будущем, что-то мне подсказывает, такого графика будет не хватать. Проблема российских команд в том, что футболисты не привыкли держать себя в столь высоком игровом тонусе, потому переход на международный уровень не дается нам легко. Кстати, хотелось бы отметить и медицинский штаб нашего клуба: без этих людей мы никуда. Благодаря нашим врачам восстановление после матчей проходит безболезненно, и уже через пару дней ты вновь полон сил.  

– Юрий, хотел бы вернуть вас к предыдущему вопросу о причинах домашнего поражения от «Уфы». Пожалуй, самый интригующий вопрос.

– Знаете… Главное после подобных осечек – сделать правильные выводы. Во-первых, нет пределов совершенству. Если мы хотим расти как команда, то должны знать, что делаем неправильно, и уфимцы показали нам наши слабые места. Во-вторых, реакция в прессе и общественности на поражение «Краснодара» была резко негативной. Потому что от «Краснодара» теперь ожидают только побед. Команда успешно выступает на три фронта, и тут такой конфуз… Уверяю вас, дух победителя прививается именно в подобные моменты, когда вместо того, чтобы вновь наступить на одни и те же грабли, ты вовремя их замечаешь, обходишь и идешь себе дальше, к намеченной цели, уверенной походкой.

– Так чего ждать от «быков» в нынешнем историческом сезоне – «аллюра» по всем фронтам либо «галопа» на внутренней арене?

– Вы ведь знаете, прогнозы – неблагодарное дело, тем более для действующего игрока. Может, скажу банальность, но основная цель для нас побеждать в каждом матче, а там посмотрим.

Максим ГЕРАСИН,

«Независимая Спортивная Газета»