Первым российским изданием, которому дал интервью рулевой «Краснодара» Олег Кононов, стал «Спорт-Экспресс».
«СПАРТАК»
- Ближайший соперник «Краснодара» - «Спартак». Самый популярный клуб в России. Каким вы видите предстоящий матч?
- Будет непросто, но мы готовимся. Наш соперник снова показывает хороший футбол.
- Многих специалистов и аналитиков этот факт удивляет.
- Меня - нет. Команда Карпина ярко начала сезон. Летом о ее игре говорили, как о яркой, цельной. Было много комплиментов, причем заслуженных. Тогда «Спартак» называли одним из клубов, который может выиграть чемпионат России. Потом был спад, связанный с участием команды в еврокубках. Теперь же летняя игра к «Спартаку» вернулась. Для меня красно-белые - претенденты на золото.
- У вас есть объяснение спаду «Спартака» в августе?
- Нет. Не хочу судить о том, чего не знаю. То, что вижу сегодня, - это цельный, хорошего качества футбол.
- А что отличает, по вашему мнению, «Спартак» от других клубов премьер-лиги?
- Давление на игроков и тренерский штаб. Все, кто оказывается в «Спартаке», вскоре понимают: для клуба и его поклонников существует только первое место. Остальные - в той или иной степени компромисс, а для кого-то и неудача.
- Поможет ли вашей команде в Москве купленный у «Спартака» бразилец Ари?
- Нет. Мы сумели в ходе переговоров снизить сумму трансфера, но Ари одну игру со «Спартаком» пропустит. Дома, во втором круге, он сможет играть.
ГАЛИЦКИЙ
- У вас пока нет российского гражданства, и вы заявлены за «Краснодар» только старшим тренером, так как президент клуба Сергей Галицкий принципиально против введенного РФС налога на наставников из-за рубежа. Как вы сами относитесь ко всей этой истории?
- Спокойно. Когда все начиналось, Галицкий дал понять, что если я против статуса старшего тренера, то он заплатит, хотя не и согласен с тем, как все выстроено в этой истории и что вокруг моей заявки происходит. Я ответил, что вправе называть себя россиянином. Да, я работал в Белоруссии, Молдавии и на Украине - там, где был востребован. Но я родился и учился в России. Закончил смоленский вуз, получал российскую тренерскую лицензию и подтверждал ее здесь. И теперь, когда истечет срок ее действия, поеду на курсы в ВШТ в Москву.
Я давно собирался восстановить свое российское гражданство, на что имею право по закону, но не хватало то времени, то настойчивости. Пакет нужных для получения паспорта гражданина России бумаг я собрал еще до приглашения из «Краснодара».
- Этим летом вас позвали в «Краснодар» во второй раз, верно?
- Да, верно. Откровенно говоря, был приятно удивлен.
- Почему же тогда в декабре 2010 года отказали Сергею Галицкому?
- На самом деле я согласился. И даже написал заявление об уходе из «Карпат», где тогда работал. Отдал его гендиректору клуба, просил довести мое желание уйти до владельца Петра Дыминского.
- А потом решили остаться во Львове. Почему?
- Решил, что не стоит разрушать самому то, что создано. Команда играла в группе Лиги Европы, развивалась, у нас были неплохие перспективы в чемпионате Украины. Хотя мне было понятно, что «Краснодар» - это редкий шанс, таких в жизни очень мало.
- Почему вы так решили?
- Магия Галицкого. Мы тогда встречались с Сергеем Николаевичем лично. Очень яркий человек. Личность, с ним всегда интересно. Говорить можно о чем угодно, все будет компетентно и как минимум познавательно. И при этом очень любит футбол, делая для своей команды все, что в его силах.
- Какие чувства вы испытывали, когда в октябре 2011-го вам пришлось уйти из «Карпат», а «Краснодар» играл в премьер-лиге?
- Если у человека не все хорошо в жизни и карьере, он всегда вспоминает нереализованные возможности. Такова наша природа. Я тоже вспомнил о «Краснодаре» и Галицком, но старался искать хорошее в том, что прожито и пережито. Львов - прекрасный город, а «Карпаты» - команда с богатыми традициями. Если я смог оставить в таком клубе после себя что-то хорошее, если меня запомнили, то все было не зря.
- Вас даже наградили орденом.
- Это награда людям, которые внесли значимый вклад в развитие Львова, занимаясь своей профессиональной деятельностью.
- У вас есть шанс заявить о себе в Краснодаре. Тут тоже очень любят футбол. И вы работаете на одного из самых одержимых этой игрой людей в России. Как часто вы общаетесь?
- Иногда мы достаточно долго не видимся, иногда он бывает на тренировках постоянно. Его занятность в бизнесе определяет многое.
- Когда вас пригласили в «Краснодар» во второй раз, вам нужно было уходить из «Севастополя». На развод хватило трех дней. Видимо, в этот раз вы бы себе просто не простили упущенной возможности.
- Я понимал, что в третий раз точно не позовут. В «Севастополе» у меня был карт-бланш на все. Там я был фактически генеральным менеджером. Подбирал игроков, людей в офис и команду, сам тренировал и выстраивал стратегию развития клуба. У меня прекрасный контакт с хозяевами «Севастополя», и если говорить о моральной стороне дела, уйти было непросто. Но я оставил после себя хорошую команду, которая должна развиваться и достойно выступить в украинской суперлиге. Это успокаивало.
КУЧУК
- Интересно, а где ваш дом? Родились вы в Курске, учились в Смоленске, играли в Германии, Украине, Белоруссии.
- Квартира в Одессе. Купил, когда работал в украинской лиге. Понравился город и люди. Сын от первого брака живет в Минске, жена и 14-летний сын всегда ездят со мной, меняя квартиры и школы.
- Не тяжело им?
- Тяжело. Но я хочу, чтобы они были рядом.
- Я знаю еще одного главного тренера клуба российской премьер-лиги, который тоже имеет паспорт гражданина Белоруссии, жилье в Одессе и точно такой же, как у вас, вид на жительство в Украине. Его фамилия Кучук. Вы, часом, не соседи по лестничной клетке?
- Мы общаемся, хорошо и давно знакомы. Вместе прошли очень большой путь. Даже вместе провели как игроки один сезон в Витебске, еще в союзной лиге. А потом работали в связке в разных клубах.
- В «Шериф» пригласил вас именно Кучук, верно?
- Да. Мы вместе работали в минском «Локомотиве», а потом Кучук уехал в Тирасполь и спустя год позвал меня в «Шериф». Он был главным тренером, я - ассистентом, совмещал эту работу с занятостью в клубной академии. Там мне давали возможность реализовать свои идеи и взять ответственность за результат. Это очень важно. Без результата спорта нет.
- Взгляды на футбол у вас с Кучуком, видимо, общие.
- Похожие, это верно.
ГРАНКВИСТ, МАМАЕВ, АРИ
- Ваш предшественник де-факто работал с теми, кого купит ему клуб. Летом «Краснодар» был одним из самых активных игроков на российском трансферном рынке. Какую роль вы играли в этом процессе?
- Я могу обозначить как позицию, так и конкретного исполнителя, которые мне нужны. Но не всегда трансфер может состояться. К этому в «Краснодаре» нужно быть готовым. Тут есть своя структура и корпоративная культура: тренер как менеджер не выступает. Сейчас я занят только командой, постановкой ее игры.
- Вы впервые работаете с такими яркими футболистами, как Гранквист, Ари, Мамаев, Мартынович, которые видели ведущие клубы изнутри. Легко ли быть для них авторитетом?
- Это непросто, но предельно интересно. Точно знаю, что у меня в команде собраны люди, которые могут исполнить очень многие мои задумки. Для этого у них есть мастерство, класс. А авторитет приходит к тренеру с результатами. По-другому не бывает. Карьера наставника зачастую повторяет путь игрока: ты никому не известен, потом - заиграл, о тебе говорят, просят интервью.
- Вы уверены в этом?
- Абсолютно. А моя нынешняя ситуация повторяет то, с чего я начинал во Львове. Приехал в «Карпаты» никому не известным, мне там поверили. Два раза мы выходили в еврокубки.
- Многие уверены, что именно для похода за путевкой в Европу вас позвали в «Краснодар». Клуб больше не хочет ждать, когда будет построен новый стадион, пора делать результат на футбольном поле.
- Если клуб меняет главного тренера, есть определенное недовольство достигнутыми ранее результатами. Это закон спортивной жизни. Играть на результат - требование современного футбола, без этого нет профессионального спорта. У меня как тренера творческая задача такая: сохранить зрелищность и красоту в игре команды, но прийти с ней к результату через умение терпеть, добиваясь в итоге своего.
- А что с местом в турнирной таблице?
- Мы занимаем сегодня пятое место. Я ответил на ваш вопрос?
Андрей Анфиногентов, Краснодар.
«Спорт-Экспресс»