Глобальные проблемы с наличностью, случившиеся в мире в прошлом году, нанесли российскому футболу сокрушительный удар. Едва не сыграли в ящик подмосковные «Химки», в несколько раз сократился бюджет «Москвы», очень осторожно ведут закупки не умеющие экономить «Локомотив» и «Рубин». Участников первой лиги и вовсе набирали по объявлению: когда «Спортакадемклуб» и СКА снялись с чемпионства, им едва подыскали замену. Пока лучшие команды второго дивизиона выворачивали пустые карманы и отказывались от повышения, начеку был ФК «Краснодар». У небольшого южного клуба нет ни истории (создан в 2008 году), ни серьезных спортивных успехов (в своей зоне занял лишь третье место), зато есть деньги и желание их тратить. Следующий сезон «Краснодар» начнет в первом дивизионе.
ПРИКОВАННАЯ К СТОЛУ черная Nokia вдруг резко дергается и начинает вопить развеселой мелодией русских народных песен.
- Алло, это футбольный клуб «Краснодар»? - слышится на том конце провода. - У меня для вас есть нападающий в Набережных Челнах. Очень толковый парень.
- Нет, спасибо, мы нападающими уже укомплектованы. Пять человек уже есть.
- Да он и полузащитника в прошлом году играл - шесть голов даже забил.
- Нет, спасибо, с полузащитниками у нас тоже все хорошо, вся линия атаки уже набрана.
- Вы знаете, он вообще универсал. На любой позиции может сыграть! Возьмите - не пожалеете!
Если в Европе трансферное окно захлопнулось две недели назад, решив кадровые проблемы даже Андрею Аршавину, в низших российских лигах - разгар межсезонья. Сочинский комплекс «Спутник» кишит готовящимися к сезону командами.
Стены столовой, устроившейся в одном из гостиничных корпусов, расписаны рисунками самой разной тематики. На одной из них изображено встревоженное африканское семейство. Жилистый юноша прикрывается щитом и держит копье наготове. Наполненная молоком девушка кормит грудью ребенка. На заднем плане рассекают жирафы и антилопы. - Это, наверное, для легионеров, - говорит кто-то из «Краснодара», тщательно пережевывая зразы. - Сидишь себе, кушаешь, а посмотришь на стену - вроде в Россию приехал, но о доме хоть что-то напоминает.
Впрочем, для столующихся здесь команд эта тема неактуальна. В нынешние времена на легионеров из далеких стран есть деньги далеко не у всех клубов первой лиги, а во втором дивизионе иностранцы запрещены в принципе. «Краснодар» в прошлом году также обитал в трясине низших дивизионов и не планировал выбраться оттуда так быстро. Неожиданную возможность предоставил финансовый кризис, который принялся пожирать другие российские команды. Сначала не выдержал «Спортакадемклуб», обезглавленный после ухода Константина Сарсании в «Химки». Чуть позже к нему присоединился ростовский СКА - табачный магнат Иван Саввиди больше не хочет тянуть на себе его финансирование. Чтобы добрать участников в первый дивизион, ПФЛ бросила клич по командам, которые заняли вторые места во втором дивизионе. «Батайск», владимирское «Торпедо», курский «Авангард», оренбургский «Газовик» и «Смена» из Комсомольска-на-Амуре синхронно отказались. «Зачем покупать «мерседес», если у тебя нет денег на бензин?» - ответил за всех главный тренер «Авангарда» Валерий Есипов. ПФЛ пошла на второй круг и обратилась к командам, которые пришли к финишу третьими. «Краснодар» сразу же ответил «да», чуть позже к нему присоединился еще один городской клуб - «Нижний Новгород».
Источник краснодарской уверенности, которая во время чумы помогает не только стоять на ногах, но и двигаться, - местный предприниматель Сергей Галицкий. 41-летний бизнесмен владеет розничной сетью «Магнит» - крупнейшим ретейлом не только в России, но и во всей Восточной Европе. В 2008 году журнал Forbes ставил его на 49-е место своего рейтинга самых богатых людей России с состоянием в $2,2 млрд. О главном хобби Галицкого - футболе - известно давно. Так, на чемпионат мира - 2006, где сборная России не играла, он купил билеты на 15 матчей, в том числе на те встречи, которые проходили в один день. Чтобы успеть на второй матч, приходилось нестись до машины несколько километров (парковаться ближе было запрещено), а потом гнать на ней в другой город. В 2007 году Галицкий рассказал Forbes о распорядке своего дня - слово «футбол» встречается в этом интервью 13 раз, а завершается оно фразой: «Планирую создать футбольный клуб в Краснодаре и заниматься им до конца своей жизни».
От оглашения планов до претворения в жизнь прошло чуть больше полугода. К тому моменту Галицкий уже купил старую базу «Кубани» в Четуке и заканчивал там глобальную перестройку. Когда поля (их там целых семь), корпуса и все остальное было готово, «Краснодар» заявился на чемпионат России - 2008. К несчастью, спортивным изданиям краснодарский бизнесмен интервью не дает, поэтому за него отчитывается генеральный директор «Краснодара» и партнер Галицкого по бизнесу Владимир Хашиг:
- Считается, что в футболе разбираются все - даже моя 13-летняя дочь. У нас тоже есть представления о том, как должен функционировать клуб, какая у него должна быть философия, какие отношения должны быть в коллективе. Кроме того, у нас есть опыт работы с большим количеством людей. Наконец, мы умеем считать деньги. Поэтому и решили попробовать. Мы очень любим футбол. Для нас первое - работа. Потом футбол. Потом друзья, потом семья.
- В Краснодаре есть футбольный клуб премьер-лиги, который не отказался бы от финансовой поддержки. Почему было не взяться за «Кубань»?
- «Кубань» - клуб с историей. Это первая команда края, и у нее свое видение развития. Дай бог, чтобы у нее все было хорошо, мы ходим на ее матчи и хотим, чтобы она играла в премьер-лиге. Но мы - частный клуб. И мы не хотим ассоциировать его с какими-то социальными проектами.
- С кем вы консультируетесь по футбольным вопросам? Ездите на зарубежные стажировки? Общаетесь с коллегами из клубов премьер-лиги - Евгением Гинером, Дмитрием Ивановым, кем-то еще?
- Мы уважаем ЦСКА. Один из немногих российских клубов, который финансируется частным образом, а мы считаем, что за этим будущее. Про футбол сейчас много пишут, футбол много показывают. Мы представляем, как в нем зарабатывают деньги в Европе - на билетах и телетрансляциях. В России на футбол ходят мало, за трансляции платят немного. Ехать в Манчестер и видеть, как «МЮ» вместе с другими клубами продают свои телеправа за 1,3 млрд фунтов? Идти на «Эмирэйтс» и смотреть, как туда приходят 70 000 человек, заплативших за билет в среднем по $100? Это не новость. А другие нюансы познаются в процессе работы.
Бюджет «Краснодара» во втором дивизионе составлял 90 млн руб., в следующем году он увеличится вдвое. Кризис оказал позитивное влияние на новорожденный клуб еще и потому, что «Магнит» - сеть недорогих магазинов, а их популярность в тяжелые времена должна только расти.
- Так сложилось: если бы не кризис, мы бы не поднялись в первый дивизион, - говорит Хашиг. - Хотя говорить, что кризис нас не коснулся, - слукавить. Мы следим за тем, что творится на финансовом рынке. Но, как мы считаем, у нас нормальное расходование средств. Мы прогнозируем, что в кризис наше положение будет стабильным.
НА СБОРЕ В СОЧИ «Краснодар» спаррингуют соседи по отелю. Хотя офис Сергея Галицкого находится в 300 км отсюда, он не пропускает ни одной встречи. Сегодня он смотрит игру с «Черноморцем» в местечке Мацеста, а уже завтра в Останкино сражается за интересы розничного рынка в телешоу. Пока же его команда загружается в автобус, за 10 минут взбирается в гору, на которой спрятан тренировочный комплекс, переодевается и высыпает на поле схемой 4-3-3.
- Играете, как «Зенит»? - спрашиваю я старшего тренера «Краснодара» Сергея Вахрушева.
- Примерно. Только у нас другие исполнители, поэтому мы ближе к схеме «Крыльев Советов». Они играют 4-1-4-1, но крайние игроки второй четверки - Савин и Эскобар - нападающие, просто они оттягиваются назад до определенного уровня. Исполнителей, как Аршавин и Данни, которые могут сами создавать, у нас нет.
Обилие цифр и известных форвардов в разговоре - вынужденная мера: владельцы клуба требуют, чтобы «Краснодар» играл зрелищно.
- Если можно сравнить то, что мы задумали, с какой-то командой, нам нравится игра «Барселоны» и «Арсенала», - говорит Хашиг. - Это, конечно, громко сказано, но мысль в том, чтобы наша команда показывала зрелищный футбол. Не футбол ради футбола, а футбол в радость - это философия нашего клуба.
- Чтобы получать удовольствие от футбола, надо забивать мячи, - подтверждает тренер Вахрушев. - Когда мы ищем футболистов, смотрим на тех, кто ориентирован на креатив. Ведь чтобы играть в атакующий футбол, должна быть определенная техника, определенное понимание игры. Когда я смотрю английский футбол, мысленно хочу добавить к нему что-то испанское. Когда смотрю испанский - хочу добавить английского. К этому мне и хочется стремиться. Если взять эмоциональных, функционально подготовленных англичан и добавить к ним изящную «Барселону», получится что-то интересное.
Против соседей из Новороссийска «Краснодар» играет несколько хуже, чем «Барселона» с хихонским «Спортингом» несколькими днями ранее, но все равно побеждает. Максим Деменко - главная знаменитость команды, ведущая всю ее игру, - головой вколачивает мяч в ворота и приносит «Краснодару» минимальную победу.
Тем временем по гостинице, где живет краснодарский клуб, гуляет свежий слух.
- Ты слышал? - толкает меня в бок один из скучающих в холле игроков. - У «Краснодара» тренер - строитель! Говорят, он у них базу строил, а к футболу отношения не имеет.
Сарафанное радио преувеличивает, но по сути не врет: Сергей Вахрушев - возможно, единственный из тренеров российского футбола, который профессионально никогда в него не играл.
- Моя карьера была короткой: в семь лет я пошел заниматься футболом, но после окончания школы не играл, - рассказывает Сергей Вахрушев. - Вместе с Сергеем Галицким и Владимиром Хашигом мы придумали этот клуб. Это было года два назад, когда мы купили базу в Четуке. Занялись поиском тренера. Когда прошли лицензирование, я работал спортивным и техническим директором. Когда у нашего первого тренера закончился контракт, у президента возникла идея, чтобы этот пост занял я. Мы ее обсудили и решили попробовать.
- А строителем вас почему называют?
- Когда решили, что у нас будет клуб, мы начали с базы. Я занимался базой, ее строительством. И строил, строил, строил. Переключаться после этого на тренерскую работу не тяжело. Основные качества тренера ближе к менеджерским. В первую очередь тренер влияет на атмосферу и тренировочный процесс, в какой-то степени на селекцию. Я 10 лет проработал в компании у Галицкого, у меня есть управленческие качества, опыт работы с людьми. Самое трудное - объективно подойти к нагрузкам в тренировочном процессе. Но, условно говоря, я купил 50 книг об этом и прочитал их. Когда строили базу, я точно так же купил 50 книг по агрономии.
- На работы каких тренеров вы ориентируетесь?
- Со многими тренерами я знаком, все они разные. В Леониде Слуцком я ценю то, что пропагандируем мы, - логику, человеческие отношения. Многие тренеры считают, что у них есть что-то особенное. Это иллюзии. В первую очередь все мы люди - такая манера мне ближе. В «Краснодаре» сейчас хорошая атмосфера, хотя понятно, что чемпионат с поражениями и всеми его проблемами еще не начался.
ЧЕЛОВЕКА, который будет отвечать за то, чтобы поражений у этой команды было как можно меньше, зовут Максим Деменко. Бывший полузащитник «Спартака» и «Зенита» - самый авторитетный и самый раскрученный футболист «Краснодара». Именно Деменко обладает уникальным достижением - единственный полевой игрок, который подменял вратаря в двух разных клубах. В 1996 году, выступая за тольяттинскую «Ладу», в матче против «Балтики» он встал в рамку вместо выгнанного с поля голкипера Шульги и за 20 минут пропустил два гола. Спустя четыре года «Зенит» играл в Махачкале и при счете 2:2 на 90-й минуте лишился Дмитрия Бородина, удаленного по ошибке. Деменко принялся спасать ситуацию, но на пятой добавленной минуте все-таки пропустил.
- Есть некоторые футболисты, которые дурачатся после тренировок и становятся в ворота, - вспоминает Деменко. - И когда в игре ворота оказываются пустыми, этот футболист говорит: «На тренировке ведь стоял - и сейчас тоже встану!» Но только когда становишься, понимаешь, какой шаг делаешь. Как будто шаг в пропасть. Это только со стороны кажется, что все легко, что этот мяч можно поймать. Вратари - очень устойчивые люди. Стоять 90 минут и быть постоянно готовым к тому, чтобы помочь, очень тяжело. Игрок и вратарь - абсолютно разное. Теперь могу сказать это с уверенностью.
Именно Деменко был одним из двух игроков «Спартака», которые открыто рассказали о том, как в 2003 году команду кормили допингом. Деменко жаловался: бромантан так сильно подкосил его здоровье, что он несколько лет не мог от этого отойти.
- Поначалу при Скале я еще как-то держался. Но потом у меня порвались связки, я приехал в Краснодар и очень долго восстанавливался. Раньше у меня ушибы заживали очень быстро, а тут даже с ними были проблемы. Сейчас, слава богу, ничего плохого не чувствую. Я хочу забыть всю эту тему. Потому что когда начинаешь вспоминать - становится не по себе, противно.
- Допинг-бомба разорвалась недавно и в биатлонной сборной России. Какое у вас теперь отношение к подобным скандалам? Спортсмен не всегда виноват?
- Конечно, не всегда! Сейчас же медицина прогрессирует. Раньше один препарат был разрешен, потом не разрешен. А почему мы должны страдать? Скажу больше: в 80% случаев спортсмен не знает, что с ним может произойти. Как у какого-то легкоатлета, не помню фамилию: брызгал в нос средство от насморка, а там, оказывается, был допинг. Ой, не дай господь!
Наконец, именно Деменко, расставшись со «Спартаком», четыре года играл на первенство Краснодарского края, хотя его постоянно звали в профессионалы.
- Из «Спартака» я приехал домой и не играл год. Потом настал такой момент: с одной стороны, вроде могу продолжать играть, а с другой - то ли рано начал карьеру, то ли что-то еще - хотел отдохнуть. Теперь понимаю: все, что ни делается, к лучшему. Мне повезло встретиться с президентом краснодарского «Динамо» генералом Михаилом Крапивиным, который сказал: «Будешь возвращаться домой - всегда рады тебя видеть». Многие тренеры спрашивали меня, хочу ли присоединиться к ним, - и Юран, когда принимал «Шинник», и в «Черноморец» приглашали, и в другие клубы. Но я сказал: буду играть на край. Там, кстати, выступало много известных футболистов - Андрей и Константин Коваленко, Олег Терехин, ребята из первого, второго дивизионов.
- Едва ли в чемпионате Краснодарского края платят серьезные деньги. Вы жили за счет стороннего бизнеса?
- Кое-какой доход у меня есть, но какой - не хочу афишировать. В футбол я играю ради удовольствия, не ради денег.
- Зачем вам «Краснодар»?
- У меня есть возможность помочь команде. Не так, как многие - просто заработать, а именно помочь. Вот это я и хочу доказать, а потом уже думать о других целях. Еще хочу, чтобы нашу команду полюбили. Чтобы ей сопутствовала удача. Символ нашего клуба - бык, он у нас на эмблеме изображен. А сейчас как раз год Быка. Вот я и хочу, чтобы это был наш год.
Юрий Дудь,