Сергей Матвеев: «Мне комфортно в «Краснодаре» с первого дня»

Краснодар
Главный тренер «быков» рассказал о своей карьере и не только о ней

Октябрьская пауза на игры сборных подарила футболистам «Краснодара» небольшую передышку и дала возможность пресс-службе клуба осуществить то, что было задумано некоторое время назад. Мы пообщались с главным тренером «быков» Сергеем Матвеевым и расспросили его о тренерской философии, спортивной карьере и трехлетнем периоде в юношеской сборной России.

- Сергей Васильевич, давайте начнем эту беседу с вашего детства. Как вы оказались в большом футболе?

- Мое детство прошло в подмосковном городе Сергиев Посад. Как и многие в мое время, начинал с параллельных занятий двумя видами спорта – футболом и хоккеем. Но позже переключился только на футбол. Участвовал во всесоюзном турнире «Кожаный мяч» и стал играть за местный «Машиностроитель». Он выступал во второй лиге чемпионата России.

- Там прошла почти вся ваша игровая карьера, верно?

- Да, с двумя короткими отъездами. В 1995 году я полгода был в аренде в нижнекамском «Нефтехимике», а в 1996-м провел 14 матчей за раменский «Сатурн». Таковы были мои попытки проявить себя в первом дивизионе. Но они не стали успешными, и я снова возвращался в свой родной клуб. В 1996 году он переехал в Москву и стал называться «Спортакадемклуб». Это была команда института физкультуры. Кстати, параллельно с игровой карьерой я окончил институт физкультуры, а с 2001 по 2005 был там преподавателем на кафедре футбола.

- На каких позициях выступали?

- Правого полузащитника и форварда.

- Когда впервые задумались о тренерской карьере?

- У меня это случилось плавно. В 2003-м моя игровая карьера в московском «Спортакадемклубе» («Машиностроитель» к тому моменту переехал и сменил название) стала подходить к концу, и на пару лет я стал играющим тренером этой команды.

За развитие тренерской истории могу благодарить Константина Сарсания. В середине двухтысячных он пришел в «Спортакадемклуб» и доверил мне управление одной из юношеских команд своего личного проекта – футбольной школы «Академика». Два года я тренировал ребят 1990 года рождения, им тогда было по 16-17 лет. Из той команды вышли голкипер Николай Заболотный и хавбек Юрий Кириллов, который забил ключевой гол сборной Чехии на молодежном чемпионате Европы.

- Вместе с Сарсанией вы поработали и в «Спортакадемклубе», верно?

- Да, какое-то время я был его помощником. «Спортакадемклуб» тогда играл в первой лиге. В 2009-м мы вместе перешли в «Химки», где я стал ассистировать Игорю Чугайнову в руководстве молодежной командой, а Костя Сарсания стал главным тренером основной команды, которая выступала в Премьер-лиге. С уходом Сарсании главным тренером основной команды стал Чугайнов, а я на четыре месяца возглавил «молодежку».

- В 2011 году стартовал важный этап вашей карьеры – вы начали работать с перспективными ребятами 1999 года рождения. Произошло это в структуре футбольного клуба «Динамо».

- Да, до прихода в «Краснодар» наиболее интересным периодом в моей тренерской деятельности стали эти шесть лет. Три года в академии «Динамо» и три – в юношеской сборной России 1999 года рождения. Эта работа была преемственной, поскольку в «Динамо» я работал с 99-м годом, и некоторые из моих ребят потом выступали в сборной.

- Прямо сейчас в молодежную сборную 1999 года рождения вызваны 6 игроков «Краснодара». И в ваши времена было не меньше, верно?

- Конечно. В той сборной было два больших блока – из «Динамо» и «Краснодара». И они очень хорошо конкурировали между собой как на внутренних соревнованиях, так и в сборной. Эта здоровая конкуренция шла на пользу всем. Кроме того, в сборной было несколько ребят из московского «Спартака».

- Как вы познакомились с Мурадом Мусаевым?

- В Саранске на чемпионате России, где я просматривал кандидатов в сборную, а Мурад Мусаев руководил юношеской командой «Краснодара» 1999 года рождения. Вскоре мы встретились снова – на турнире в Сербии и на первом отборочном раунде Евро-2016. У нас сразу установился хороший контакт, и мы стали регулярно обсуждать различные вопросы.

Вообще, на протяжении тех трех лет я стремился поддерживать плотный контакт со всеми тренерами академий по своему возрасту. Мы обсуждали буквально каждую кандидатуру. Считаю, что это очень важно для тренера юношеской сборной. Твоя главная задача в этой роли – максимальный прогресс молодых игроков, а добиться его можно лишь при уважении к коллегам и коллегиальном подходе к решениям.

- Юношеская сборная 1999 года рождения была хороша. Что помешало пробиться на Евро-2016?

- Немного не повезло. Первый отборочный этап мы прошли отлично: 6:0 с Кипром, 2:0 с Черногорией и 2:0 с Беларусью. Максимально реализовали преимущество первой корзины. Параллельно выиграли пару товарищеских турниров в Австрии и Сербии, то есть ощущали себя очень уверенно.

- Но вышло так, что на второй стадии, которая называлась «элитный раунд», вас сгубило одно-единственное поражение – от сборной Италии…

- Все верно. Казалось бы, мы одержали две победы в трех матчах (1:0 над Грузией и 2:1 над Боснией), но остались лишь на третьем месте. Три команды – Россия, Италия и Босния и Герцеговина – набрали по шесть очков, но по разнице мячей мы остались третьими и не попали в финальную часть чемпионата Европы, который проходил в Баку. Италия стала первой, Босния – второй, Россия – третьей.  После этого РФС принял решение не продлевать со мной контракт.

- Обидно было?

- Очень. Прежде всего, из-за того, что одна осечка помешала выполнить задачу. Да, мы уступили итальянцам 0:4, но в той игре со второй минуты играли вдесятером. Хотелось продолжить работу с командой: я понимал, что у этой сборной могут быть хорошие перспективы. Так-то, и по результатам у нас было все неплохо – суммарно пять побед в шести играх. Вот только этого оказалось недостаточно.

- Но персонально команда оказалась сильной: в одном только «Краснодаре» позже четверо парней из той сборной доросли до уровня основного состава…

- Да, это Магомед-Шапи Сулейманов, Иван Игнатьев, Матвей Сафонов и Даниил Уткин. Кроме того, Артем Голубев сейчас находится в аренде в «Уфе», а Сергей Бородин выступает за «Краснодар-2» в ФНЛ. Но и другие ребята из сборной востребованы в большом футболе. Роман Евгеньев, Вячеслав Грулев и Станислав Лацевич борются за попадание в обойму московского «Динамо», Леон Мусаев уже дебютировал за «Зенит», Михаил Яковлев обосновался в молодежной команде «Рубина». Приятно сознавать, что я поучаствовал в судьбе этих игроков.

- Каковы ваши приоритеты в тренерской работе? Что легло в основу вашей тренерской философии?

- Знаете, когда я приходил работать в академию «Динамо», там работал испанец. Как и большинство представителей этой страны, он придерживался философии техничного, атакующего футбола. Мне этот подход тоже был близок. Позже, когда я работал в юношеской сборной 1999 года рождения, основу составляли представители «Динамо», «Краснодара» и «Спартака». Во всех клубах делали ставку на атаку, и ничто не мешало мне выстраивать комбинационный футбол и в сборной.

- На каких специалистов в мировом футболе ориентируетесь?

- Когда был в Англии, следил за «Халлом» Леонида Слуцкого. Мне всегда импонировала работа этого тренера – и в ЦСКА, и в сборной, и потом в Англии. Ну а из звезд мирового футбола назову Юргена Клоппа. По подсказке одного своего друга начал следить за Клоппом давным-давно – еще когда тот возглавлял «Майнц».

- В какой момент вы задумались о получении лицензии Pro?

- В 2008 году я получил лицензию В, в 2010-м сдал экзамена на лицензию А. К лицензии Pro долгое время особо не стремился, просто не возникало необходимости. Но в декабре прошлого года все-таки поступил на курсы для получения Pro. Пришел к мысли, что время пришло.

- В 2016-м вы уехали в Лондон. Как судьба занесла вас на туманный Альбион?

- Несколько моментов. Хотелось попробовать себя в Англии – намеревался устроиться тренером в футбольную академию. Ради детей, хотелось предоставить им возможность обучения в Европе. Кроме того, у меня были проблемы с коленом, которые потребовали оперативного вмешательства. В итоге начать тренерскую деятельность за рубежом не удалось, но даром я времени не терял. Учил английский язык и изучал европейский футбол. Посмотрел много матчей в Англии, Испании и Швейцарии. В Англии изучал как Премьер-лигу, так и Чемпионшип.

- Расскажите, как получили предложение работать в «Краснодаре». Были сомнения относительно переезда?

- Это было легкое решение. От таких предложений не отказываются. Я хорошо знал Мурада Мусаева, а поработать в таком клубе, как «Краснодар», мечтает каждый, и я не исключение. Поэтому дал согласие очень быстро.

- У «Краснодара» специфичный стиль игры, сложно ли было вам, как тренеру, адаптироваться к новым для себя схемам и приоритетам?

- Нет, нисколько. Важно, что мое видение футбола изначально во многом совпадало с теми принципами, которые исповедует «Краснодар». Как я уже упоминал, всегда старался прививать своим командам комбинационный футбол. Да и за «быками» следил пристально, ведь там играют несколько ребят, с которыми я поработал в юношеской сборной. Всегда поздравлял Мурада Мусаева с ключевыми победами. Потому моя адаптация здесь не заняла много времени.

- Ваш график в дни матчей насыщен телеинтервью и пресс-конференциями. Новые обязанности не утомляют?

- Нет. Сначала было чуть непросто, однако дело не в общении с прессой. После пары лет без активной тренерской деятельности сложно сходу влиться в ритм жизни большого клуба. Но я ощущал поддержку со стороны президента «Краснодара» Сергея Галицкого, очень помог Мурад Мусаев, футболисты и тренеры тоже поддержали. К тому же, я давно знаком с главным тренером академии Александром Марьяновичем, и было лестно слышать от него теплые слова после появления в клубе. В общем, в «Краснодаре» я ощутил себя комфортно с первого дня.

- Когда начинается ваш рабочий день?

- В 9 утра. И заканчивается около полуночи. Я живу на базе и почти все свое время посвящаю анализу наших матчей.

- Как оцениваете перспективы «Краснодара» в РПЛ 2019/20?

- Сейчас нам важно набирать очки. Нужно перетерпеть ситуацию, когда несколько ключевых футболистов отсутствуют из-за серьезных травм. Если к тому времени, когда ребята вернутся в строй, мы всё еще будем находиться в группе лидеров, у «Краснодара» хорошие шансы замахнуться на очень высокие места в концовке.