Мурад Мусаев: «Впредь мы не будем возвращать мяч сопернику, который явно тянет время»

Краснодар
Интервью наставника «Краснодара»

«Краснодар» начал игровую программу 2019 года тремя напряженными кубковыми матчами. В преддверии возобновления чемпионата России мы попросили оценить старт команды в новом году ее наставника Мурада Мусаева.

- Мурад Олегович, как считаете, играть в феврале для российских клубов – это нормально или же все-таки не слишком естественно?
- Играть в феврале достаточно сложно, но поскольку и мы, и «Зенит» смогли пройти своих соперников в Лиге Европы, – вполне возможно. Да, нам пришлось немного форсировать подготовку. Первая игра получилась очень трудной, вторая далась уже полегче. Но самое главное, мы смогли добиться того результата, к которому стремились, и обе российские команды пробились в следующий раунд.

- Прогнозы в СМИ относительно противостояния с «Байером» в Лиге Европы УЕФА в большинстве своем были для «Краснодара» неутешительными, причем даже после первого матча, который, по общей оценке, черно-зеленые провели достаточно уверенно. Это как-то дополнительно мотивировало вас как тренера и команду в целом?
- Мы особо не обращали внимания на то, что пишут и говорят. Матчи с «Байером» сами по себе были для нас прекрасной мотивацией. Мы разобрали несколько последних игр соперника, хорошо его изучили и осознавали, насколько он силен. На тот момент по игре, считаю, это была одна из лучших команд Европы. Но мы понимали, что мы не должны бояться «Байера». Необходимо было действовать прежде всего дисциплинированно, потому что в таких играх любая мелочь может иметь решающее значение. Мы сумели проявить характер, показали себя сплоченной командой и, как мне кажется, заслуженно прошли в 1/8 финала. Конечно же, нам очень нужен тот опыт, который мы получаем, встречаясь с соперниками такого уровня. А обыгрывая их, мы еще и прибавляем в уверенности – для нашей ментальности это очень важно.

- Показалось, что игрокам «Краснодара» после двух энергозатратных и напряженных игр с «Байером» в кубковом матче с «Ростовом» не хватило не только физических сил, но и эмоций. Согласны с этим?
- Промежуток для восстановления очень короткий, но я был уверен, что и из этой ситуации мы сможем найти выход... В поражении, считаю, мы виноваты сами. Проблемы создали себе еще в первом матче в декабре, когда не смогли развить тот успех, которого добились в первые полчаса игры, а затем и вовсе упустили преимущество в счете. Понимали, что в ответной игре много моментов у нас не будет. В матчах с «Ростовом», тем более на его поле, их много не бывает в принципе. Поэтому необходимо было реализовывать то, что создаем. Увы, мы этого сделать не смогли. Сейчас я понимаю, что, наверное, нужно было провести более серьезную ротацию состава. Но всегда легко рассуждать, когда матч уже закончился…

- В текущем сезоне «Краснодар» сыграл уже восемь матчей в Лиге Европы УЕФА. Отличаются ли, по вашему мнению, баталии в этом континентальном турнире от игр на внутренней арене; и если да, то в чем проявляются эти отличия?
- Мы встречались с четырьмя командами, и все они играют в атакующий футбол, у каждой из них есть свой стиль. Все без исключения игры проходили в высоком темпе, на встречных курсах, практически без пауз, ни один из наших оппонентов не пытался затягивать время, даже если вел в счете или результат на табло его устраивал. С такими командами, которые и сами играют, и тебе дают, всегда очень интересно соперничать. Именно за счет таких матчей мы имеем возможность развивать себя, причем как в атакующих, так и в оборонительных действиях. И, считаю, нашему российскому футболу нужно двигаться именно в этом направлении.

- В большинстве матчей весенней части Российской Премьер-Лиги «Краснодару» придется сталкиваться с соперниками, которые будут действовать не как «Байер» или «Севилья», а как «Ростов», то есть уходить в глубокую оборону и искать шансы в контратаке. Готова ли команда к вскрытию этих защитных «панцирей»?
- К сожалению, таковы реалии нашего футбола: целый ряд команд использует схему с пятью защитниками и очень низкий блок в обороне. Их тактика строится на том, чтобы максимально разбить матч на эпизоды, чтобы было как можно больше пауз, и эти паузы были протяженными. В таких условиях невозможно поддерживать высокий темп атакующей игры. Если у команды, которая владеет преимуществом, достаточно долго не получается забить, естественно, что во втором тайме ее футболисты начинают нервничать и могут допустить простую ошибку, на которую и рассчитывает соперник. А дальше начинается еще большее затягивание времени – мяч от ворот вводится чуть ли не по минуте, после каждого стыка игроки подолгу лежат на газоне, просят медицинской помощи. По нашему мнению, это не что иное, как «антифэйр-плей».
Хочу заявить, что впредь мы не будем возвращать мяч команде соперника, которая явно тянет время, игроки которой зовут докторов после каждого незначительного фола или стыка. Судья никогда не компенсирует столько времени, сколько «убивается» в таких эпизодах. Повторюсь, это не фэйр-плей, а «антифэйр-плей», и поэтому мы будем продолжать играть в футбол. А если мы будем замечены в чем-то подобном, то пусть соперник точно так же не отдает мяч нам. Естественно, все вышесказанное не относится к эпизодам, когда футболист действительно получил травму.

- Возвращаемся к тому, о чем мы говорили выше. То есть получается в еврокубках футбол более интенсивный, чем на внутренней российской арене?
- Если мы посмотрим статистику, то увидим, что чистого времени, когда мяч находится в игре, в матчах еврокубков ощутимо больше, чем в играх чемпионата России. Я ни в коем случае не хочу никого учить, как играть и что делать на поле, просто высказываю свое мнение. Многие тренеры говорят, что с «Краснодаром» трудно состязаться в атакующем футболе, потому что в команде собраны хорошие футболисты. Но когда мы выходили в Лиге Европы на матчи против тех же «Севильи» или «Байера», их составы по трансферной стоимости превосходили наш состав в несколько раз. И даже если бы не случилось победы над «Севильей», даже если бы мы не прошли «Байер», мы бы всё равно уходили с поля с гордо поднятой головой, потому что не отступали от своей философии. Да, соперники, может быть, вынуждали нас совершать больше ошибок и проводить времени в обороне больше обычного, но мы были смелыми и играли открыто. И повторюсь, в этом я вижу главный путь роста нашего футбола. Мы должны быть не только хороши в обороне за счет количества игроков, но и развивать себя в атакующей фазе.
Хочу выразить свое большое уважение таким командам РПЛ, как, например, «Урал», который пусть и не входит в число лидеров, но в обеих играх текущего сезона играл с нами открыто, в атаку. Да, мы дважды обыграли клуб из Екатеринбурга, но болельщиков этого коллектива наверняка порадовали яркие победы над «Локомотивом» и «Спартаком». То же самое касается «Арсенала», который очень смело играл с нами в Краснодаре, и мы получили большое удовольствие от соперничества на встречных курсах в этом поединке. Атакующий футбол принес Туле запоминающиеся победы над «Зенитом» и тем же «Спартаком». Самарские «Крылья Советов» сейчас тоже пытаются играть с акцентом на атаку. Поэтому, как мне кажется, «панцирей» в Российской Премьер-Лиге постепенно становится все меньше, а значит, наш футбол постепенно движется в правильном направлении.

- В трех матчах февраля «Краснодар» забил один-единственный мяч, и тот прямым ударом со штрафного. Для команды, исповедующей атакующий стиль, это явно не лучший показатель. Когда ждать голевого прорыва?
- Что касается встреч с «Байером», то мы должны понимать: нам противостоял очень серьезный соперник. Да, мы создали ряд моментов и должны были забивать больше, чем один мяч. Но главное – мы сумели преодолеть этот барьер и единственного гола для этого хватило. А с «Ростовом» традиционно непросто играть всем, тем более что в домашнем матче ростовчане сделали ставку на супероборонительный футбол. В любом случае требований к себе мы не снижаем. Конечно, мы должны забивать больше, и уверен, будем это делать. Работу в данном направлении мы ведем, поверьте, на каждой тренировке.