EN

Игорь Шалимов: «Шальке» – не космос. Космос – это «Барселона» и Месси».

Краснодар
Интервью главного тренера «Краснодара»

Главный тренер «Краснодара» накануне матча с «Шальке» в рамках четвертого тура группового этапа Лиги Европы дал интервью «Спорт-Экспрессу».

В ИГРЕ НА ТРИ ТУРНИРА ПРОБЛЕМЫ НЕ ВИЖУ
– Как вам видится матч с «Шальке» в плане борьбы за место в плей-офф турнира?
– Надо учитывать то, как живет «Краснодар» – от матча к матчу. После тура в чемпионате переключились на Лигу Европы, смотрим расклады в группе, просчитываем варианты. Но решающего значения в плане подготовки к игре это не имеет, в общении с футболистами никто на расклады не указывает. Едем в Гельзенкирхен играть в свой футбол.

– Соперник не из тех, кто легко с этим согласится.
– Если в этой команде на скамейке сидит игрок стоимостью в 20 миллионов евро, я имею в виду Коноплянку, и это у них такой второй состав, то соперник неплохого уровня. Но мы, еще раз повторю, готовим свою игру. Знаем, как действовать в обороне, как выходить в быструю атаку или как проводить свою позиционную атаку. Может получаться, может – нет, но понимание у команды есть.

– «Краснодар» – единственный из первой пятерки премьер-лиги клуб, который продолжает сезон сразу в трех турнирах: чемпионате, Кубке и еврокубке. Это престиж, но и проблема.
– Проблемы нет за исключением того, что ротация меньше из-за травмированных. С другой стороны, команда вошла в ритм «два матча в неделю». И никто из футболистов не говорит об усталости, сам я этого не вижу и не чувствую. Играть лучше, чем тренироваться. Потому что тренировка ближе к рутинной работе, а матч – всегда ближе к празднику. В общем, в игре на три турнира ничего плохого не вижу. К тому же следующая стадия Кубка только весной.

– После встречи с «Шальке» в Краснодаре вы сказали, что немцы – не космос. Что в вашем понимании космос применительно к футболу?
– Наличие футболистов, которые есть у «Барселоны» или «Баварии». Космос – когда, не успевая, теряешь мячи и получаешь в свои ворота пять голов. Если команда четко знает свой маневр, а я уверен, что мы его знаем, разрушить твой футбол может только игрок высочайшего индивидуального уровня. Такой, как Месси – способный на дриблинге пройти нескольких и создать момент. Но с противниками, у которых есть мастера такого уровня, мы пока не встречались.

– Какое впечатление «Шальке» произвел как команда?
– Честно? Никакого. Конечно, когда ты говоришь, что команда не произвела впечатление, но при этом уступил, это выглядит немного странно. Наверное, в чем-то, в мелочах, немцы оказались сильнее нас. Если такие нюансы, касающиеся индивидуальной работы, мы улучшим, резко прибавим.

– И все же – чем силен «Шальке»?
– Соперника мы анализируем по двум параметрам: как команда располагается при позиционной обороне и как выходит со своей половины на чужую. Все, больше ничего. Мы смотрим на себя.

– Вы такие крутые?
– Мы – крутые, играем от себя в атаке, а в обороне не практикуем зону. Каждый должен смотреть на своего, быть готовым подстраховать товарища, если его обыгрывают.

– Несовременно, все играют именно зону.
– Мы практикуем персоналку. Какой смысл охранять зону, если там нет соперника? Забивает не зона, а игрок.

МАМАЕВ ВЫБЫЛ ДО ВЕСНЫ
– Какова сейчас у «Краснодара» ситуация с травмированными?
– Торбинский, Мамаев имеют повреждения. Восстанавливаются Смолов, Вандерсон, Перейра.

– Мамаев выбыл до конца осенней части?
– Думаю, да. У Паши то же повреждение (бедра. – Прим. «СЭ»), это рецидив. До конца года, скорее всего, на поле мы его не увидим. Рассчитываем на Пашу уже во время зимней паузы. Позвонил ему, поддержал: Паша, не спеши. Наверное, в прошлый раз мы восстановление форсировали, и сказалось это отрицательно.

– Смолов вернулся в общую группу. Федор сможет сыграть до паузы на игры сборных?
– Он работает с командой, летит в Гельзенкирхен. Но более реален сценарий, при котором Смолов сможет выйти на замену во встрече с «Оренбургом» в следующем туре.

– Потеря Смолова доставила серьезные трудности?
– Мы играем в одного форварда. Основной – Смолов, но есть Ари, Окриашвили, Лаборде. К нападающему предъявляются определенные требования, которые Федор выполняет лучше всех. Конечно, это потеря. Но подчеркну, что потерей, но не катастрофой, является травма любого футболиста. Как любого мы должны быть готовы заменить.

– С другой стороны, за четыре тура, пока отсутствовал Смолов, «Краснодар» забил только 2 гола. Правда, ни одного не пропустив, набрал 8 очков.
– Наш тренерский штаб старается как можно четче объяснить, что нужно делать в обороне. Мы прибавили в мелочах. Защитники и вратарь чувствуют себя увереннее, моментов у ворот создается меньше. То есть команда стала намного агрессивнее обороняться.

– Вы говорите о мелочах при игре в обороне. Этому учат в команде мастеров?
– В ДЮСШ отбирать мячи точно не учат. Как отбирать мяч один в один, знаете?

– Ногами.
– Когда отбираешь ногой, обычно и попадаешь по ноге, нарушая правила. Ногами мячи только выбиваются – или в аут, или на угловой. Либо такой отбор приводит к фолам – пенальти или штрафному.

– Как же правильно играть в отборе?
– Позиционно. Когда мяч пробрасывают, ты должен занять такую позицию, чтобы поставить руку между мячом и соперником, потом – корпус. Но этого не объясняют.

– Получается, вы объяснили – и сразу стали меньше пропускать?
– Не только поэтому. У нас хороший вратарь и защитники, полузащитники дорабатывают, поскольку оборона не начинается у своих ворот. И на ноль мы играем потому, что большую часть матча проводим в позиционной атаке. Цель – владеть инициативой. Важно, чтобы при потере мяча команда сразу вступала в отбор. Это касается в первую очередь форвардов.

– Пять голов «Краснодар» пропустил со стандартов. Почему?
– Работаем над этим. Как – не буду объяснять.

ИЗМАЙЛОВА ВИЖУ ПЛЕЙМЕЙКЕРОМ
– В последних матчах резко прибавил Марат Измайлов. С чем это связано?
– Маратом доволен. Он раньше опускался очень низко, получая мячи там. А это должны делать наши опорные полузащитники. Там нужны два-три касания. Марат, опускаясь в эту зону, немного тормозил игру. Он это понимает, сейчас стал получать мячи выше, действует, как «десятка». Вижу его именно плеймейкером.

– Обратил внимание – вы не обсуждаете действия арбитров. Почему?
– Нас судил в матче с «Анжи» Карасев, уровень у него – высочайший. Я сам сужу двусторонки на тренировках и сказал команде, что свистну фол в центре, если он аналогичен тому, за что назначил бы пенальти. Наверное, английские судьи так и работают. Карасев – так же.

– Остальные?
– Чего-то побаиваются. Делят поле на штрафную и остальное поле. Делят команды. Этого быть не должно. Хотел бы именно такой манеры, в какой нас судил Карасев. Игра интенсивная, без пауз.

– Какая игра с того момента, как вы команду возглавили, близка к идеалу?
– Никакая. Потому что в футболе нет смысла смотреть в прошлое. Футбол – это сегодня и чуть-чуть завтра.

Сергей Егоров, «Спорт-Экспресс»