Владимир Хашиг: «Мы не топ-клуб. Но хотим им стать»

Краснодар
Интервью генерального директора ФК «Краснодар»

Летняя перемычка между сезонами – подходящий момент для того, чтобы оценить итоги одного спортивного года и забросить удочку в другой. В этот жаркий июльский денек собеседником корреспондента «Независимой спортивной газеты» стал генеральный директор «Краснодара» Владимир Хашиг. В эксклюзивном интервью для нашего издания он рассказал о первых медалях в истории клуба, трансферной кампании, финансовом «фэйр-плей» и ряде других занимательных вещей.

ФУТБОЛ – НЕПРЕДСКАЗУЕМОЕ ЛИБРЕТТО!

– Владимир Леонидович, подведите, пожалуйста, итоги сезона-2014/15.

– На мой взгляд, мы провели один из лучших сезонов в истории «Краснодара». Тому подтверждением служит не только результат, но и игра, которая нравилась болельщикам. Было очень много эмоций, дебют в Лиге Европы, первые медали в истории клуба... Имелись у нас шансы на второе место в премьер-лиге, а теоретически могли даже побороться с «Зенитом» за чемпионство. Где-то не взяли «свои» очки, где-то прихватили «чужие», но если говорить о длинной дистанции, то итог можно назвать справедливым. По  бюджету и по подбору исполнителей «Зенит» с ЦСКА сейчас посильнее нас.

– Какую оценку поставите «Краснодару» по 10-балльной системе?

– «Восьмерку». Всегда можно добиться большего.

– А если бы удалось опередить ЦСКА, во что бы оценили сезон?

– В девять баллов. «Десятку» все равно приберег бы для чемпионства. Максимальная оценка для максимального результата.

– Первый же сезон «быков» в Лиге Европы побаловал краснодарскую публику соперниками из четырех ведущих чемпионатов: Испании, Германии, Англии и Франции. Рады, что так сложилось? Или предпочли бы группу попроще, с хорошими видами на плей-офф?

– Мы были недалеки от выхода и из такой группы. Померяться силами с набравшим ход «Эвертоном», с «Вольфсбургом», который стал открытием сезона в Германии, с «Лиллем», который на момент встречи с нами лидировал во Франции, было очень интересно. Ну а победа над «Реалом Сосьедад» стала одним из самых эмоциональных моментов всего игрового года. Это большой опыт! Это понимание того, куда мы движемся, и куда движутся команды из топ-чемпионатов. Считаю, что «Краснодар» выступил достойно и неплохо смотрелся. У нас были великолепные игры. А жаловаться на жребий нам не пристало.

– На что рассчитываете во второй кряду Лиге Европы?

– Сам факт того, что мы второй год подряд обеспечили себе участие в Лиге Европы, уже достижение. Стартуем в третьем отборочном раунде, а после него нужно еще преодолеть раунд плей-офф, чтобы пробиться в групповую стадию. Естественно, очень хотим это сделать. Президент нашего клуба – перфекционист во всем, поэтому нам нужен результат через игру. Хотим выйти в группу и продолжить дальше.

– В третьем отборочном раунде «Краснодар» будет в числе сеянных, верно?

– Да. Не исключено, что окажемся сеяными и в раунде плей-офф, но для этого необходимо, чтобы на ранних стадиях вылетели несколько клубов, которые обладают более высоким рейтингом. Впрочем, в этот самый раунд плей-офф нужно еще пробиться. Никого нельзя сбрасывать со счетов, футбол – непредсказуемое либретто.

– К слову, о «нужно пробиться». То, что на сборах «Краснодар» потерпел три поражения при одной ничьей, вас не настораживает? Старт следующего сезона не за горами.

– В любом матче хочется побеждать. Это нормально, для того мы и играем в футбол. С другой стороны, мы понимаем, что команда находится под нагрузками, что тренерский штаб стремится за этот короткий отрезок заложить основательный функциональный фундамент для чемпионата. Во встрече с «Аустрией» уже стало вырисовываться что-то похожее на ту игру, которую мы хотим видеть в исполнении «Краснодара». И мы рассчитываем, что к началу сезона команда подойдет в боевой форме, чтобы сразу включиться в борьбу на всех фронтах. Если же вернуться к этим поражениям, то полной удовлетворенности от тех матчей, конечно нет. Но не стоит предаваться панике. Это всего лишь тренировочные игры.

 

ИНТРИГА ЕСТЬ, ПОЛЯ – НЕ ВЕЗДЕ

– Понравился ли вам минувший чемпионат России? Безотносительно выступления «Краснодара».

– Давайте начнем разговор с главного – со спортивной интриги. Если вынести за скобки оторвавшийся «Зенит», она была на уровне. За места со второго по пятое борьба шла фактически до последнего тура, внизу тоже было жарко. С этой точки зрения чемпионат удался.

– Но не многовато ли в нем было штрафов, нейтральных полей, пустых трибун и дисквалификаций стадионов?

– Конечно, эти моменты не добавляют плюсов турниру. Все они влияют на рейтинги, на посещаемость, на интерес публики. Хотелось бы, чтобы в этом отношении чемпионат России прогрессировал. И основания для оптимизма есть. Уфа уже открыла стадион, ЦСКА достраивает свою арену, мы тоже, надеюсь, вскоре справим новоселье, строится целый ряд стадионов к чемпионату мира… Поэтому с точки зрения инфраструктуры ситуация улучшится.

– То есть сезон для российского футбола выдался переходным?

– В какой-то степени. Но, знаете, некоторые переносы случались из-за того, что премьер-лига изначально шла навстречу клубам, а в городе не справлялись с подготовкой стадиона к матчу. Руководство турнира прилагало усилия для того, чтобы игры состоялись при зрителях и в срок, но в итоге именно на него обрушилось недовольство прессы и общественности. Это системные вещи, которые нужно внедрять. Например, лицензирование стадионов у команд премьер-лиги и первого дивизиона, на мой взгляд, должно происходить по одним и тем же критериям. Тогда у нас пропадут ситуации, при которых в элиту выходят клубы без нормальных полей.

– Хватит ли у клубов ФНЛ ресурсов для того, чтобы соответствовать более жестким требованиям?

– Для того чтобы содержать поле в нормальном состоянии, нужны три вещи. Профессионализм, ответственность и деньги. Причем, не слишком много денег. Но если эти три качества отсутствуют, то всегда найдутся предлоги, почему все так, а не лучше. Почему в Москве на «Локомотиве» поле отличное, а на двести километров южнее, в Туле, оно непригодно для игры в футбол? Тот же климатический пояс. Здесь больше вопрос к собственникам стадионов. Кстати, далеко не всегда это футбольные клубы, которые на них выступают. В случае со стадионом «Кубань» мы, к счастью, имеем положительный пример. Потому что люди ответственно относятся к делу.

 

«БОРОТЬСЯ С «ЗЕНИТОМ»? МОЖНО, НО СЛОЖНО

– Лучшие матчи сезона?

– Я буду говорить об играх «Краснодара», они по понятным причинам глубже отложились в памяти. Прежде всего, назову домашнюю встречу с «Реалом», о которой уже упоминал выше. До 70-й минуты 0:0, а потом такой триумф на последних минутах – это было потрясающе! Конечно, это домашняя победа над ЦСКА. И, безусловно, это камбэк в краснодарском дерби. Эти, пожалуй, лучшие. А вообще ярких матчей было много: и полный драматизма домашний поединок с «Эвертоном», и выездная победа над «Рубином», и важная ничья с ЦСКА в Москве, и дуэль с «Динамо» в 30-м туре, державшая всех в напряжении до последних секунд… Словом, есть что вспомнить.

– В какой-то момент «Краснодар» был главным преследователем «Зенита». Был ли, на ваш взгляд, реальный шанс зацепиться за чемпионскую гонку?

– В таких вопросах всегда есть объективные и субъективные причины. На мой взгляд, в России сейчас два топ-клуба: ЦСКА и «Зенит». Речь даже не об инфраструктуре, а о спортивных результатах. Последние десять лет они всегда на верхних строчках таблицы, играют в еврокубках. Это и есть настоящая стабильность. Не скажу, что у нас совсем не было шансов против «Зенита», но объективно они были намного меньше. При этом, поверьте, с точки зрения достижения максимального результата никто команду не останавливает.

– С завоеванием этой бронзы ваш клуб попал в когорту тех, кто завоевывал медали в чемпионатах России. Таких команд, особенно не московских, пока довольно мало.

 – Я бы не использовал в отношении «Краснодара» таких возвышенных слов, как «когорта» или, например, «элита». Единичный случай – одно, а стабильные выступления на высшем уровне – совсем другое. Как известно, удержаться на высоте труднее, чем ее покорить. Если нам это удастся, тогда мы докажем, что являемся топ-клубом. И это является главной задачей на ближайшие годы.

 

ЖОАОЗИНЬО УЖЕ ТРЕНИРУЕТСЯ!

– На очереди блок кадровых вопросов. Как идет восстановление у Жоаозиньо и каковы прогнозы по его возвращению в строй?

– У Жоазиньо была очень серьезная травма, комплексное повреждение костей и связок. Однако надо отдать должное этому парню и нашему медицинскому штабу: они справляются. Восстановление идет хорошо. Не скажу, что с опережением, но по графику. Жоазиньо уже потихоньку начинает тренироваться с мячом. Надеемся, что после сентябрьских игр сборных он уже будет работать в общей группе. Может быть, и чуть раньше, но не хочется загадывать.

– В какой степени состав «Краснодара» на следующий сезон уже сформирован?

– Процентов на 99.

– То есть появится еще максимум один игрок?

– Трансферное окно открыто до 31 августа. Плановые цели, которые перед собой ставили, мы практически решили. Может ли по ходу этого окна возникнуть заманчивый вариант, от которого мы не откажемся? Конечно, может. Потому утверждать, что больше никого не возьмем, я не могу. С учетом изменения лимита у нас не самая плохая ситуация, но хороший футболист всегда пригодится.

– Есть ли шанс вернуть в Краснодар Романа Широкова?

– На данный момент Роман принадлежит «Спартаку». У него еще год контракта. Пост главного тренера красно-белых занял Дмитрий Аленичев, который выстраивает атакующий футбол, симпатичный как для болельщиков, так и для самого Широкова. Объективно говоря, шансы на то, что Рома придет к нам, минимальны.

– А какова ситуация с Маратом Измайловым? Он-то как раз пребывает в статусе свободного агента.

– С Маратом мы общаемся. Думаю, в ближайшее время наступит ясность в этом вопросе. Надеемся, что Измайлов вольется в состав «Краснодара».

– Компенсировать потерю Широкова черно-зеленые будут за счет внутренних резервов?

– Рома – великолепный игрок. Дважды приходя в наш клуб, он играл именно в тот футбол, который исповедует «Краснодар». Но мы помним и игру до Нового года, когда Широкова не было в нашем клубе. Многие яркие матчи, о которых я упоминал, в том числе и сражения в Лиге Европы, состоялись без его участия. Тогда мы тоже показывали хороший футбол. А сейчас в эту компанию мы добавили и Диму Торбинского, и Федю Смолова… От своей манеры игры мы точно не отойдем и, надеюсь, будем выглядеть не хуже, чем в прошлом сезоне.

– Различные СМИ сватали в «Краснодар» сперва Беленова, а затем и Гильерме. Много ли правды в этих слухах? Вообще, насколько актуален для «Краснодара» поиск голкипера?

– Если вы заметили, мы стремились укрепить каждую линию. Усиление каждой позиции стоит во главе нашей концепции. Да, очень хороший сезон провел Андрей Дикань – меньше гола за игру, отличный результат, – всегда готов был его подменить тезка Андрей Синицын. Но мы действительно думаем о том, чтобы в этом или следующем году усилить вратарскую позицию. Названные вами футболисты были в нашем списке, однако на сегодняшний день никакой конкретики в их отношении нет.

 

МЫ ПРОТИВ ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ

– Как известно, УЕФА наложил определенные ограничения на «Краснодар» в течение двух трансферных периодов. Грубо говоря, в еврокубки вам нельзя заявлять купленных или находящихся в платной аренде футболистов. Следует ли из этого вывод, что в течение года клуб будет брать игроков только бесплатно? Или кого-то можете прикупить для «внутреннего пользования» в премьер-лиге?

– Ничего нельзя исключать. В чемпионате 30 матчей, в Лиге Европы – максимум 19. Все возможно. Но когда ты берешь сильного футболиста, для него важно, сможет ли он выступать в еврокубках. Мы всегда должны балансировать между желанием игрока и желанием клуба.

– Что скажете по поводу подписания Дмитрия Торбинского и Федора Смолова? Они были первыми в вашем списке?

– Очень важен подбор футболистов под тот стиль игры, который демонстрирует твоя команда. Есть много хороших, сильных исполнителей, которые по мнению нашего тренерского штаба, по нашему мнению могут не вписаться в футбол «Краснодара». Поэтому к выбору игроков подходили очень тщательно. Смолов с Торбинским, на наш взгляд, не только не ухудшат игру «Краснодара», но могут и вывести ее на какой-то новый уровень. Дима – универсал, он может сыграть сразу на нескольких позициях, обладает хорошей левой ногой и большим желанием прогрессировать. Кроме того у него немалый опыт выступлений за сборную, за сильные клубы. Федя Смолов – молодой парень, но уже зрелый как футболист. Минувший сезон стал для него одним из лучших в карьере. Ударный, бьющий с двух ног, с отличной скоростью… У нас в нападении он может раскрыться как «девятый номер».

– Не считая Страндберга, вы взяли двух игроков с российским паспортом. Ожидали, что случится ужесточение лимита на легионеров?

– Нет. Конкретно этих парней мы вели не потому, что ждали лимита «6 плюс 5». Для нас такой поворот событий тоже стал большим сюрпризом. Изначально было принято решение о «10 плюс 15», ну могли мы предположить, что оставят «7 плюс 4». Сейчас все идет к «6 плюс 5» – это неожиданность! И то, что мы успели взять Смолова с Торбинским до этих новостей, сыграло нам на руку.

– Ваше отношение к такой «шоковой терапии»? Принимать решение по лимиту за неделю до старта турнира.

– Как известно, наш клуб последовательно высказывается против любых лимитов. Но уж если принимать какие-то ограничительные меры, это нужно делать заранее. Любые правила игры должны быть известны загодя. Хорошие, плохие – любые! Когда же они обозначаются в последний момент, это больно бьет по трансферной кампании.

– Посещаемость домашних матчей «Краснодара» в минувшем сезоне оказалась повыше, чем у «Кубани». Насколько вы довольны зрительской явкой?

– Когда на твои матчи в среднем приходит 11000 человек, это, наверное, не является верхом желаемого. Конечно, мы хотим увеличить это число. Но были игры, где стадион забивался под завязку, и это совсем другие эмоции. Есть много нюансов, которые влияют на посещаемость. Не только игра команды, но и условия, в которых находится публика, различные сервисы. Рассчитываю, что с вводом в строй нового стадиона мы добавим зрителям возможных опций, и посещаемость наших матчей возрастет. В идеале просмотр на стадионе должен быть приравнен по комфорту к просмотру на диване. Удобный подъезд, удобный выезд, удобный фаст-фуд, чтобы на человека не попадали осадки, зимой не холодно, летом не жарко… Плюс игра команды. Тогда люди пойдут на стадион.

– В какой степени зимний кризис и падение курса рубля ударило по клубу? Ощущаются ли последствия по сей день?

– Конечно, ситуация на валютном рынке не прошла мимо «Краснодара». Зарплаты футболистов привязаны к доллару и евро, а наши партнеры и спонсоры рассчитываются с клубом в рублевом эквиваленте. Доходы в евро стали меньше, но в условиях жесткого администрирования этих денег мы прошли сложный отрезок с малыми потерями. Стараемся и дальше работать в том же духе.

 

ФИНАНСОВЫЙ «ФЭЙР-ПЛЕЙ» НУЖДАЕТСЯ В ДОРАБОТКЕ

– Следующая большая тема – финансовый «фэйр-плей». В чем заключались претензии к «Краснодару» со стороны УЕФА?

– В рамках этой программы представители УЕФА проверяют финансовую отчетность клуба за последние три года. То есть у нас под проверку попали 2012-й, 2013-й и 2014-й годы. Форма собственности «Краснодара» в тот момент была – некоммерческое партнерство. И те средства, которые наши партнеры вкладывали в клуб, они вкладывали на правах членства в этом партнерстве. Проблема в том, что эти деньги по правилам УЕФА не считались доходами клуба, поэтому за последние три года доходная часть у нас была не самая большая.

– Проверка застала вас врасплох?

– Мы просто не ожидали, что так скоро попадем в Лигу Европы. На заседании УЕФА нам выставили эти претензии, мы в ответ рассказали о программе развития клуба, о том, что делаем и что намерены делать. Подписали с УЕФА соглашение. В европейской ассоциации восприняли наши показатели как некритичные, потому и наказание оказалось во многом условным. Если 2015-й год будет существенно лучше, чем предыдущие, то все ограничения с нас снимаются. По истечении полугода мы идем даже с некоторым опережением графика, поэтому есть основания рассчитывать, что со следующего года все санкции с «Краснодара» будут сняты.

– Насколько удачной и справедливой вы находите саму систему «фэйр-плей»? Есть ощущение, что в нынешней редакции она делает богатых еще богаче, а бедных еще беднее.

– Согласен. В этой системе существует необъективность, она не учитывает многих факторов. В вышедшей недавно новой редакции, правда, присутствуют определенные смягчения. В том числе и те вещи, на которые обращала внимание УЕФА российская премьер-лига. Например, о том, что возможны корректировки в связи с финансовой ситуацией в стране, со стоимостью прав телетрансляции, средней стоимостью билета… Ведь очевидно, что доходы клубов восточной Европы по объективным причинам не идут в сравнение с доходами клубов из Европы западной. Мы надеемся, что если УЕФА будет видеть позитивный тренд развития клуба, то будет трактовать ситуацию в его пользу. Понимаете, почему-то вдруг решили, что футбол должен быть прибыльным. А с чего, собственно? Если рассуждать в такой логике, спортивную гимнастику вообще нужно закрывать! Большой спорт – затратное дело. Впрочем, в Европе сейчас идет судебное разбирательство относительно того, законна ли вся система финансового «фэйр-плей». Мы внимательно следим за этим процессом. Сегодня получается, что если у тебя нет стадиона на 50 тысяч и билетов по 100 долларов, то ты априори не можешь быть успешным клубом. Разве справедливо?

– Какой могла бы быть альтернатива?

– Нужно смотреть на экономическую ситуацию тех стран, где это внедряется. У каждой должен быть свой коэффициент – повышающий или понижающий – с учетом этой ситуации и свой переходный период для выхода на положительный тренд. Тогда это может стать сбалансированной системой.

 – В чем заключаются требования УЕФА к «Краснодару» на 2015-й год? На какую сумму ваши расходы могут превысить доходы?

– Есть определенная цифра, которую мне не хотелось бы называть публично. Думаю, за этот лимит мы точно не выйдем.

– Завершим интервью, естественно, задачами. В «Краснодаре» неоднократно повторяли формулу: следующий сезон должен быть лучше, чем предыдущий. Означает ли это, что в следующем году команда непременно должна бороться за Лигу чемпионов?

– Мы с вами общаемся давно, еще со второй лиги. Все это время я подчеркиваю одну простую вещь: у нас нет жесткой задачи занять то или иное место. Мы должны сохранить стабильный состав, сохранить игру и через игру добиваться результата. Так будет всегда – и через год, и через десять лет, и через двадцать.

 – То есть если команда при содержательной игре финиширует пятой, трагедией это не станет?

– Трагедией не станет точно. Но стремиться мы будем к максимуму. 

Антон ТИХИЙ,

«Независимая Спортивная Газета»